.
 

|Главная|Карта сайта|Новости|
 

 
  ДОБРО
  ПОЖАЛОВАТЬ
  ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ
  РЕСПУБЛИКА
  ТВОРЧЕСТВО,
  УСПЕХИ, ОТЗЫВЫ
 

НОВОСТИ

Детская Лесная Республика Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи. Опыт, проблемы, перспективы

Осенью 2007 года исполнилось 20 лет Детской Лесной Республики Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи. Автор идеи – Заслуженный учитель России, руководитель детского туристско-краеведческого клуба «Гамаюн» Владимир Иванович Грушенко. Клуб «Гамаюн» был образован 11 марта 1970 года.   И вот уже много лет открывается для ребят удивительный и загадочный, полный неожиданностей мир природы. Пешком, на байдарках и на лыжах отправляются гамаюновцы в походы и экспедиции, где учатся жить дружной семьей, быть честными, преодолевать трудности, ценить красоту родной земли.

Клуб «Гамаюн» и Детская Лесная Республика – это особый мир, особый образ жизни. Здесь походы и путешествия являются формой познания мира и особенных человеческих отношений. Многие ребята нашли здесь свой второй дом. И тянутся в этот дом и дети, и дети тех детей, которые много лет назад были основателями клуба «Гамаюн». Именно их родители осуществили идею создания особой детской территории как концентрированного образа нашей большой Родины – с лесами и речками, озерами и болотами, наполненного всеми тайнами Земли. Детская Лесная Республика – территория для открытия, изучения и преобразования нашего мира. 20 лет живет и развивается Детская Лесная Республика на территории и под защитой национального биосферного парка «Смоленское Поозерье».

На 350 квадратных километров раскинулись маршруты ДЛР. Это маршруты,  разведанные и оборудованные трудом самих ребят. Маршруты, открывающие тайны природы: уникальные малые урочища, звериные тропы, удивительные деревья и животные, цветы и травы.  Маршруты, рассказывающие о мужестве и героизме Советских людей в период Великой Отечественной войны. Маршруты, открывающие мир сказочный, мир мифологической Древней Руси с древним Святилищем, курганами и сказочными объектами: избушка Бабы-Яги, домик Соловья-Разбойника, Богатырская застава, источники Живой и Мертвой воды.

Сам уклад жизни в Детской Лесной Республике  обязывает старших помогать младшим, отвечать за них. Мальчишки оберегают девчонок, опытные ребята обучают новичков.  При этом приобретается опыт общественной жизни и коллективных дел, вырабатывается  самодисциплина, возникают навыки самообустройства.

В результате многолетнего опыта работы сложилась система прав и обязанностей участников экспедиционных мероприятий.  Наработанный опыт повышает общественный статус участников программ до командира группы, отряда, которыми становятся личности, способные к самостоятельным действиям, способные принимать решения. И мы прилагаем большие усилия по поддержанию высокого статуса командира, закрепленного Уставом и традициями Детской Лесной Республики. Эти ребята, возвращаясь домой, в свою родную семью, несут туда свой опыт, свой новый уровень отношений. В большинстве случаев это опыт является позитивным. Труднее такой опыт отношений закрепляется в школе, где уже давит сложившийся стереотип. Особенно ярко опыт походной жизни проявляется при службе наших ребят в армии, поэтому для многих выпускников Детской Лесной Республики армейская служба стала жизненной профессией. Среди них летчики, артиллеристы, ракетчики, специалисты Военно-космических войск, пограничники и представители других военных профессий.

В клубе «Гамаюн» не только формируются профессиональные навыки, но и устраиваются жизненные судьбы.  Начиная с 1970 года,  возникло более 40 семей. И теперь уже дети из этих семей продолжают маршруты своих родителей в программах Детской Лесной Республики. Есть бывшие воспитанники и среди преподавателей ДЛР. Среди выпускников уже сформировался «Клуб пятидесятников», в который вошли те, кто переступил 50-летний юбилей, но они так же активны и не прерывают связи с родным клубом, помогают, чем только могут.

В современных условиях особую роль вновь стала играть семья. Но семья – это ячейка общества и она отражает состояние этого общества. На смену советской семье с идеалом участия в общественной жизни, соблюдения общественных интересов созидания и строительства нового справедливого общества, культивирования интереса к науке, открытиям, познанию Мира  пришла семья закрытого типа, с идеологией эгоцентризма, с ориентиром на индивидуализм. И на смену коллективизму и взаимопомощи пришли рыночные отношения, идеология личной выгоды, денежных отношений. Отсюда и развивающаяся эпидемия внутреннего страха, желания «успеть, схватить, устроиться в жизни». Отсюда и выбор профессий… И, конечно. уменьшилось количество детей, мечтающих о путешествиях для открытия и познания Мира. Но молодость берет свое, а мир так прекрасен! И мы вновь и вновь выводим новых мальчишек и девчонок в леса, на лесные озера нашей Детской Лесной Республики. И им приходится «выжимать» из себя эгоцентризм, чтобы вместе со своими друзьями создавать свой новый мир. Это мир, в котором знакомство с древней историей своих предков воспитывает уважение к своему народу, к своей культуре, к самому себе. А это и рождает уверенность в развитии нашей страны.

Чтобы уважать себя, надо знать основы своей национальной культуры. Надо ощутить те тонкие нити, которые связывают нас с далекими предками. Ведь для каждой семьи важен Дом. А в Доме – домашний очаг. О понятии домашнего очага, о его святости, оказывается, надо говорить, учить, возрождать традиции. Надо заново воспитывать и отношение к Родной Земле, как Земле-Матери. И тогда формируется Человек – не насильник и разрушитель, а защитник Родной Матери-Земли.

Общение друг с другом и выполнение хороших и полезных дел – это хорошо, но недостаточно. Очень важно общение с людьми и, конечно, - с жителями нашей деревни Рибшево и других деревень. Такой опыт общения с людьми, связанными с землей, всегда давал и будет давать очень многое. Среди множества проблем сельского жителя особенно важна привязанность к земле и ответственность перед землей, и особый мир общения.

Если город – это скопление населения, то деревня – это созвездие людей, где все на виду друг у друга. И в центре внимания оказывается не один человек, а вся его семья, все его родные и его хозяйство.

Рибшево – это наша общая деревня. И мы являемся невольными свидетелями трагедии крушения смоленской деревни. В 70-е годы мы видели печальный опыт ликвидации «неперспективных» деревень, но эта в целом глупая идея развивалась на фоне действительного строительства новых деревень – благоустроенных и добротных. А сейчас мы видим трагедию разгромленных сельских хозяйств и брошенных на произвол судьбы людей. Мы вынуждены были фиксировать это умирание, сравнивая материалы о жизни в Рибшево А. Т. Твардовского (1935 – 1936 г.г.) с современным положением дел.  А. Т. Твардовский считал Рибшево «своей деревней», он замечательно рассказал о рибшевских удивительных людях, малограмотных бедняках, для которых Декреты Советской власти и создание колхоза «Память Ленина» стали единственной возможностью коллективного спасения от нищеты. Великая Отечественная война взорвала устоявшуюся мирную жизнь.  Вслед за ушедшими на фронт отцами  ушли в партизаны и 15-, 16-летние рибшевские ребята. А трех молодых матерей из Рибшева, знатных тружениц-льноводок, стахановок, осенью 1941 года фашисты вывезли в район д. Пашково, заставили копать себе могилу и расстреляли.

В настоящее время наши ребята хранят память об этих женщинах, ухаживают за их могилой,  расположенной среди бывших сенокосных полей, в лесной глухомани.

Наш дом, наша база расположена в бывшей Рибшевской школе. От школьного музея нам остался список местных ветеранов Великой Отечественной войны, состоящий из 43 имен. В настоящее время ни один из них не остался в живых. Нам довелось встречаться и общаться с 12 ветеранами. Несколько раз в год мы делали подворовые обходы деревни, поздравляли жителей с разными праздниками и, конечно, с Днем Победы – 9 мая. Ребята сделали описание всех крестьянских усадьб и приусадебного хозяйства. Сейчас в Рибшево живут 11 пенсионеров, 1 корова, 3 собаки (данные на январь 2008 года). И только приезд наших детей на базу оживляет эту умирающую деревню.

Общие праздники и праздники народного календаря – это  опорные точки в жизни общества и, конечно, каждой семьи. Годовые сезонные повторения праздников становятся традиционными. Традиции рождают обряды. А совокупность обрядов создает систему народной культуры, которая формирует этнос. Украшением программ ДЛР являются фольклорно-этнографические праздники в цикле народного календаря: «Золотая осень», «Параскева- Пятница», «Черная курица», «Проводы Лешего», «Новогодние Колядки», «Крещенские посиделки», «Масленица», «Пробуждение медведя», «Сороки», «Красная горка», «Троицкая березка», «Иван Купала», «Праздник лесных трав».

Земля – это большой Дом всех людей, как говорил Э. К. Циалковский – «колыбель человечества». Но нельзя вечно жить в колыбели! В настоящее время все люди, все страны все быстрее объединяются системными, общими  структурами и проблемами, при этом затрагиваются вопросы торговли, хозяйствования, связей, информации, культуры. В этом сближении – путь в будущее – в наш большой Дом  планеты Земля.  На этом пути страны и народы становятся  все более  открытыми и доступными по отношению друг к другу.  На смену экзотике и удивлению будет приходить понимание.

И каждый народ открывает свой Дом для других людей.

Детская Лесная Республика – это маленькая часть нашей большой страны, в ней по-своему отражаются большие проблемы государства. Раньше на Руси при традиционном укладе существовало понятие большой семьи, входящей в систему крестьянской общины. И нашу Республику можно обозначить понятием большой семьи для всех ее участников, семьи с многолетней преемственностью. В этой большой семье ДЛР накопился определенный положительный опыт общения и разрешения возникающих проблем.

Наша семья открыта для совместных дел.

Грушенко В.И. – зав. Центром этнографии,краеведения и туризма.
Никитина Е.Ю.  – методист Смоленскогогородского Дворца творчества детей и молодежи.
 

 
..
.
.
..

.

.
© dlr.narod.ru
 
Все материалы сайта написаны педагогическим коллективом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта.
Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации.
Замечания и предложения присылайте на адрес Барков Андрей
 
11

1

1
Hosted by uCoz